Факторы влияющие на составление и оптимизацию маршрутов
Построение и оптимизация маршрутов происходит с учетом ряда факторов, влияющих на возможности планирования доставок:
- Стоимость использования ТС;
- Арендованных;
- Собственных;
- Грузоподъемность ТС;
- Максимальный объем груза, который может взять ТС;
- Совместимость грузов (стиральный порошок и детские сырки не стоит возить в одном кузове одновременно);
- Совместимость грузов с самим ТС:
- Например, под сырое мясо положено использовать кузов, использующийся исключительно под сырое мясо;
- Контроль температурных режимов при перевозке грузов: рефрижераторы, термы, мороз/жара на улице;
- Контроль параметров связанных со временем:
- Допустимое время работы для водителя-экспедитора, перерывы на отдых/питание;
- Возможность отправить водителя-экспедитора на вторую, третью ходку;
- Попадание во временные окна точек доставки (открытие-закрытие, обеды, назначенные времена);
- Контроль времени, в течение которого температурный режим все еще будет соблюдаться (термы по жаре держат холод 3-5 часов, а зимой через 6-7 часов промерзнут, стеклянные бутылки с водой/молоком в обычном тентовом кузове на 15-ти градусном морозе раскалываются через 8-9 часов после выезда со склада);
- Возможности проезда на территории обслуживания для различных ТС:
- Запреты проезда для тяжелого транспорта;
- Разрешения проезда для специального транспорта;
- Возможность подъехать к точке маршрута с такой высотой/длиной ТС;
- Возможные варианты проезда, приемлемые варианты плановых скоростных режимов проезда:
- Наличие дорог – где они есть, а где нет, односторонние/двусторонние проезды, разрешенные повороты (в существующих электронных картах, включая «ОЧЕНЬ ДОРОГИЕ», даже с этим фактором много проблем);
- Плановые скорости для различных участков дорожной сети;
- Участки дороги, которые необходимо по возможности избегать (брусчатка, яма/канава, безумный Гаишник);
- Крутые подъемы/спуски для груженого транспорта, плановые скорости на них;
- Статистика «пробок/тянучек», работающих по графику ЖД переездов и разводных мостов (Санкт-Петербург);
- Знание экипажем ТС района обслуживания вообще и конкретных точек обслуживания – часто один из важнейших факторов планирования + нюансы:
- Знакомство клиента с экспедитором – у одного примет груз быстро «на доверии», у другого будет придирчиво все пересчитывать, проверять;
- Клиент просит, чтобы ЭТОТ экспедитор у него больше НИКОГДА не появлялся – не нравится он ему
Вот набор факторов, которые НЕОБХОДИМО учитывать, планируя маршруты.
Даже одиночный маршрут, не получится построить, проигнорировав фактор из этого списка, если он реально есть в жизни.
Именно поэтому срывается большинство проектов внедрения TMS систем - игнорируя что-то из этих факторов, иногда получают маршруты, выполнение которых в принципе не возможно. Даже, если это случается ИНОГДА. Это дискредитирует проект в глазах водителей, и проекту приходит конец, если проблема не решается к следующему построению маршрутов. Они перестанут пытаться ездить по маршруту предоставленному офисом, зная, что это все равно невозможно.